Ayreon — The Human Equation
- 25 Май 2004
- Day One: Vigil
- Day Two: Isolation
- Day Three: Pain
- Day Four: Mystery
- Day Five: Voices
- Day Six: Childhood
- Day Seven: Hope
- Day Eight: School
- Day Nine: Playground
- Day Ten: Memories
- Day Eleven: Love
- Day Twelve: Trauma
- Day Thirteen: Sign
- Day Fourteen: Pride
- Day Fifteen: Betrayal
- Day Sixteen: Loser
- Day Seventeen: Accident?
- Day Eighteen: Realization
- Day Nineteen: Disclosure
- Day Twenty: Confrontation

Это шестой альбом проекта Ayreon, который, по сути, является театром одного актёра — голландского мультиинструменталиста Арьена Лукассена.
The Human Equation, как и прочие творения Ayreon, представляет собой грандиозную рок-оперу с сильным сюжетом и вокальным партиями, разложенными по ролям между различными приглашёнными вокалистами. Сюжет The Human Equation повествует о человеке (Я), который попал в автокатастрофу и находится в состоянии комы. Пока возле больничной койки с его недвижимым телом собираются его близкие (Жена, Лучший друг, Отец), душа главного героя попадает в параллельный мир, в своё подсознание, где встречается со своими чувствами: Разумом, Страхом, Яростью, Страданием, Любовью и Страстью. В течение 20 дней комы (каждая песня — новый день) он вспоминает и переосмысливает всю свою жизнь — с раннего детства до самого момента аварии. Эта история настолько лихо закручена и изобилует отдельными сюжетными линиями, что полностью пересказывать её попросту не представляется возможным. К тому же тексты песен и вокальные партии тесно связаны с музыкальным сопровождением, которое включает в себя элементы прогрессивного и так называемого спейс-рока, психоделии, фолк-музыки, тяжёлого металла и многих других стилей.
Что же касается участия Микаэля Окерфельдта в записи этого альбома, вот что говорит сам Лукассен:
«Мне давно советовали послушать Opeth. Я знал, что Микаэль гроулер, и я не планировал использовать гроул на этом альбоме. Но потом мне сказали, что Opeth выпустили альбом Damnation, где он поёт только чистым голосом. Я слушал его снова и снова, я капитально подсел на этот альбом. Я просто влюбился в голос Микаэля и решил, что просто обязан привлечь его к записи альбома. Я послал его менеджеру письмо, где рассказал, кто я и чего хочу. Он дал мой адрес самому Майку, и тот вскоре ответил мне: "Эй, у меня есть пара твоих альбомов. Разумеется, я согласен!". Он играет роль Страха, что весьма забавно, потому что на самом деле он очень весёлый парень. Я в изобилии использовал его чистый голос — тёплый, мягкий, полный чувства. Но я также попросил его порычать в паре моментов, потому что это подходит к его роли.»
Следует отметить, что роль Страха — одна из главных в этой опере. Вокал Окерфельдта присутствует почти во всех песнях, к тому же, именно его персонаж первым встречается главному герою в его подсознании. Большинство вокальных партий Микаэль исполняет чистым голосом, а упомянутый Лукассеном гроул можно услышать лишь в паре куплетов Day Twelve: Trauma и в концовке "Day Twenty: Confrontation". Некоторые издания альбома содержат DVD с дополнительными видеоматериалами о создании The Human Equation. Кадры с Микаэлем можно увидеть как в фильме Behind the Scenes: The Human Equation", так и в видеоклипе на песню Day Eleven: Love.
Музыканты
- James LaBrie — вокал, Я
- Mikael Åkerfeldt — вокал, Страх
- Eric Claytion — вокал, Разум
- Heather Findlay — вокал, Любовь
- Irene Jansen — вокал, Страсть
- Magnus Eqwall — вокал, Гордость
- Devon Graves — вокал, Страдание
- Marcela Bovio — вокал, Жена
- Arjen Lucassen — вокал, Лучший друг, различные инструменты
- Mike Baker — вокал, Отец
- Devin Townsend — вокал, Ярость
- Ed Warby — ударные
- + множество сессионных музыкантов
